Историкам удалось увидеть эту плиту только нынешним летом. Выяснилось, что содержание текста плиты напрямую связано с именем великого князя Олега Ивановича Рязанского. И поныне имя великого князя Олега Ивановича Рязанского является уважаемым и почитаемым. Традиционно считается, что на рязанском гербе изображён в виде воина с мечом именно Олег Рязанский. Священник Павел Внуков по этому поводу писал: «Герб Рязанской губернии представляет в золотом поле князя, в порфире и княжеской короне, с обнажённым мечём в правой руке. В народе утвердилось мнение, что на гербе изображён никто иной как Олег Иоаннович»4. Высоко оценивал роль Олега в русской истории К. Бестужев-Рюмин: «В Олеге нельзя не признать значительной энергии и уменья держаться, насколько позволяли силы, между враждующими сильными князьями; стремление противодействовать их усилению составляет характеристическую черту его деятельности»5.
Надпись выполнена вязью XVI века6, что прекрасно согласуется с датой, приводимой в тексте плиты. Удалось прочитать следующий текст:
«ЛЕТА 7051 (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ В 23 ДЕНЬ КАК ПОЧЕТА СТРОИТ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИЗ ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА ИВАНОВИЧА ИВАНА С МИРОСЛАВОВИЧА С ХОРОСМИРА, ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА ИОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИКОВ ЕВО. ДЛЯ ТОГО, ЧТО ПРИЛУЧИЛОС(Ь) БЫСТ(Ь) ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ, А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИСКОП ФЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАНДРИТОМ ХРИСАНФОМ».
Здесь слово «прилучиться» означает, согласно Словарю русского языка7: «случиться, произойти». И, соответственно, предложение текста с этим словом имеет следующий современный смысл: «Для того, что(бы) (тело) было под алтарною стеною». Год читается по правилу, гласящему, что в двузначных и многозначных числах титло ставится над второй буквой от конца.
Место нахождения плиты позволяет высказать предположение о том, что сохранилась именно алтарная часть фундамента Покровской церкви, её юго-западный фрагмент. Упорядоченное расположение плиты в строго горизонтальном положении позволяет также предположить, что в данном месте находится место упокоения видного государственного и военного деятеля Великого княжества Рязанского Салахмира (Ивана Мирославича). Мурза Салахмир, потомок властителей Золотой Орды, вошёл в рязанскую историю в трагическое для князя Олега время. В борьбе Олега Рязанского с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и князем Пронским Владимиром Дмитриевичем в 1371 г. побеждает союз Москвы и Пронска. После поражения под Скорнищевом Олег Рязанский вынужден бежать из Переславля Рязанского. На рязанский стол Дмитрий сажает своего ставленника и союзника Владимира Пронского, являвшегося зятем Олега Рязанского. Однако Олег Иванович, опираясь на народную поддержку и на сильную конную дружину мурзы Салахмира, пришедшего ему на помощь, изгоняет из Переславля Рязанского Владимира Пронского и приводит его в повиновение. Д.И. Иловайский так описывает те далёкие события: «А Иван Мирославичъ был тот самый татарский мурза Салахмир, потомок ордынских владетелей, который в 1371 году прибыл из Золотой Орды к Олегу Ивановичу с татарскою дружиною и оказал ему помощь в борьбе с Димитрием Московским и Владимиром Пронским8. Он вступил на службу Рязанского князя и принял крещение под именем Иоанна. Олег полюбил его и оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами; так он выдал за него сестру свою Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины Верхдеревъ, Веневу, Растовецъ, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан9. О значении Салахмира при дворе Рязанского князя можно судить по следующей формуле, которая встречается в жалованных грамотах Олега: «Поговоря с зятем своим с Иваном Мирославовичем»10. В Актах исторических это место приводится в следующем виде: «Се язъ Князь Великий Олгъ Иванович, поговоря с зятемъ своимъ съ Иваномъ съ Мирославичемъ…»11. Далее в примечании к этому тексту Иловайский говорит о сыне Салахмира: «Сын Ивана Мирославовича Григорий играл роль главного советника при дворе Олегова внука Ивана Федоровича; о нем также встречается формула: «Поговоря с дядею своим с Григорьем с Ивановичем»12. От Салахмира пошли многие дворянские роды Рязанской губернии и всей России: Вердеревские, Апраксины, Апраксины-Вердеревские, Ханыковы, Крюковы13, Шишкины, Дувановы, Ратаевы, Пороватые. Во многом именно они образовали верхушку рязанской боярской корпорации14.
Однако в генеалогии рода Салахмира в первых его поколениях существует много заблуждений и неточностей. Так, на сайте в биографическом указателе рода Апраксиных почему-то считают, что у Салахмира было три сына – Григорий, Иван и Михаил, а сын Ивана, внук Салахмира – Андрей Иванович Апракса стал родоначальником дворянского рода Апраксиных. В действительности, у Салахмира был один сын Григорий Иванович, который был советником у внука Олега Рязанского Фёдора Ивановича, в свою очередь у Григория Ивановича было четыре сына Михаил, Григорий, Иван, Константин. Представитель третьего поколения Григорий Григорьевич стал родоначальником рода Вердеревских. А представители четвёртого поколения Андрей Иванович Апракса, правнук Салахмира, действительно, стал родоначальником рода Апраксиных и Апраксиных-Вердеревских; Тимофей Константинович Ханык стал родоначальником рода Ханыковых. Всё это наглядно видно из приводимой ниже генеалогии рода Салахмира в начальных пяти поколениях, любезно предоставленной известным рязанским специалистом по дворянским родам И.Ж.Рындиным:
Род Салахмира
I
1. Салахмир (Иван Мирославич).
II
2. Григорий Иванович (I).
III
3. Михаил Григорьевич Абутайло (2).
Родоначальник Крюковых и Шишкиных.
4. Григорий Григорьевич Вердеревский (2).
Родоначальник Вердеревских.
5. Иван Григорьевич Кончей (2).
6. Константин Григорьевич Дивной (2).
IV
7. Андрей Иванович Апракса (5).
Родоначальник Апраксиных и Апраксиных-Вердеревских.
8. Григорий Иванович Кончеев (5).
9. Алтуфий Иванович Кончеев (5).
10. Тимофей Константинович Ханык (6).
Родоначальник Ханыковых.
V
11. Матвей Андреевич Апраксин (7).
Родоначальник Апраксиных.
12. Андрей Андреевич Апраксин (7).
Родоначальник Апраксиных-Вердеревских.
13. Степан Григорьевич Ратай (8).
Родоначальник Ратаевых.
14. Иван Алтуфьевич Дуван (9).
Родоначальник Дувановых.
15. Чеботай Алтуфьевич (9).
16. Андрей Алтуфьевич Пороват (9).
Родоначальник Пороватовых.
Выезд ордынской знати на службу к русским князьям, в частности, в Великое княжество Рязанское, в рассматриваемый период не был единичным явлением. Так, в это же самое время к Олегу Рязанскому выехал из Золотой Орды на службу брат Салахмира Еду-Хан, по прозвищу Сильно-Хитръ15(Сильнохитр16). В святом крещении он был наречен Андреем. От Еду-хана пошел дворянский род Хитрово. Вотчиной Еду-Хана было рязанское село Храпово.
Согласно традиции, ханом мог быть только Чингизид, любой другой знатный ордынец мог стать либо эмиром, либо темником, либо беком. То, что Еду-хан носил титул хана, свидетельствует, он и его брат, Салахмир, весьма вероятно, были Чингизидами17.
Другой российский дворянский род Петрово-Соловово происходит от выехавшего из Большой Орды к великому князю Рязанскому Фёдору Ольговичу Мурзы-Батура (в святом крещении – Мефодия), сын которого Глеб был у рязанского князя Ивана Фёдоровича в боярах18. Коробьины происходят от Кичибея, выехавшего из Большой Орды к князю Фёдору Ольговичу и названного в святом крещении Васильем19 (по другой информации, в крещении он был назван Селиван). Таптыковы происходят от выехавшего из Золотой Орды к Олегу Рязанскому Таптыка (во святом крещении Данил); сыновья его Давыд и Федор Даниловичи служили у князя Фёдора Олеговича в боярах20. Род Мертваго произошёл от царевича Золотой Орды Благодена, выехавшего к великому князю Олегу Рязанскому21. Потомки Благодена также назывались этим именем, один из них умер во времена Ивана Грозного, и царь повелел сирот называть детьми Мертваго. Столь неблагозвучная фамилия – Мертвый – держалась несколько столетий, и лишь в начале XIX в. с разрешения государя была изменена на Мертваго22.
Эти факты свидетельствуют о том, что, во-первых, Олег Рязанский пользовался большой известностью и уважением в Орде; во-вторых, когда внутренняя гражданская война, т.н. «замятня», привела к власти эмира (темника) Мамая, который, манипулируя претендентами, посредством силы и интриг ставил на ханский престол устраивавшие его фигуры из Чингизидов, ордынская знать стала отъезжать на Русь. Внутриордынский террор вызывал серьёзные опасения за жизнь свою и своих близких у многих представителей ордынской знати. Поступление на службу к русским князьям и переход в православие был для многих желанным исходом. Одним из русских князей, принимавших на службу ордынскую знать, был Олег Иванович Рязанский. Этот процесс обозначил тенденцию собирания и роста сил русских земель.
О Салахмире сохранились отрывочные и противоречивые исторические сведения. Поэтому введение в научный оборот новых данных о нём способствует лучшему пониманию той далёкой исторической эпохи. Во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о его имени и отчестве. По Иловайскому – он является мурзой Салахмиром, во святом крещении Иоанном (Иваном). Далее появляется загадочное славянское отчество Мирославич (либо Мирославович). Итак, на Рязанской земле Салахмир стал Иваном Мирославичем. В Гербовнике в родословной Апраксиных он назван Солохмиром23. А.А. Зимин же называет его Салхомиром24. В источнике «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» упомянутый под № 30 Салахмир расшифровывается как «Солых эмир». И.Ж. Рындин выдвинул оригинальную теорию происхождения Салахмира25. Он считает, что славянское отчество Салахмира – Мирославович «наводит на мысль, что, возможно, отец Салахмира – Мирослав, русский боярин или даже князь – сам когда-то выехал из Руси в Орду и стал татарским мурзой, что соответствует званию русского боярина». А само имя «Салахмир» расшифровывает как «Салах-темир»26.
Исходя из текста плиты, приходится признать именем, данным ему при рождении, Хоросмир, в православном крещении Иван Мирославович. Будучи ближайшим родственником Олега Рязанского, в конце своего жизненного пути Хоросмир принял схиму с именем Иосиф и был погребен в Покровской церкви Солотчинского монастыря вместе со своим патроном, князем Олегом и его женой Ефросиньей. Тело Хоросмира находилось в Покровской церкви до 1542 г., когда, по просьбе родственников, его тело было погребено «под алтарною стеною», т.е. у алтарной стены. Перенос осуществляли епископ Коломенский Феодосий и архимандрит Хрисанф. Действительно, в истории Солотчинского монастыря эти исторические личности фигурируют. Так, первоначально Солотчинскмй монастырь управлялся игуменами, с 1483 г. – архимандритами, первым архимандритом был Ефрем27.
http://textarchive.ru/c-2219184-pall.html
http://vittasim.livejournal.com/48535.html
http://ratel.kz/outlook/ermek_tursunov_po_sledam_mamljukov?page=8 как мог выглядеть Солохмир Мурза
Эти факты свидетельствуют о том, что, во-первых, Олег Рязанский пользовался большой известностью и уважением в Орде; во-вторых, когда внутренняя гражданская война, т.н. «замятня», привела к власти эмира (темника) Мамая, который, манипулируя претендентами, посредством силы и интриг ставил на ханский престол устраивавшие его фигуры из Чингизидов, ордынская знать стала отъезжать на Русь. Внутриордынский террор вызывал серьёзные опасения за жизнь свою и своих близких у многих представителей ордынской знати. Поступление на службу к русским князьям и переход в православие был для многих желанным исходом. Одним из русских князей, принимавших на службу ордынскую знать, был Олег Иванович Рязанский. Этот процесс обозначил тенденцию собирания и роста сил русских земель.
О Салахмире сохранились отрывочные и противоречивые исторические сведения. Поэтому введение в научный оборот новых данных о нём способствует лучшему пониманию той далёкой исторической эпохи. Во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о его имени и отчестве. По Иловайскому – он является мурзой Салахмиром, во святом крещении Иоанном (Иваном). Далее появляется загадочное славянское отчество Мирославич (либо Мирославович). Итак, на Рязанской земле Салахмир стал Иваном Мирославичем. В Гербовнике в родословной Апраксиных он назван Солохмиром23. А.А. Зимин же называет его Салхомиром24. В источнике «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» упомянутый под № 30 Салахмир расшифровывается как «Солых эмир». И.Ж. Рындин выдвинул оригинальную теорию происхождения Салахмира25. Он считает, что славянское отчество Салахмира – Мирославович «наводит на мысль, что, возможно, отец Салахмира – Мирослав, русский боярин или даже князь – сам когда-то выехал из Руси в Орду и стал татарским мурзой, что соответствует званию русского боярина». А само имя «Салахмир» расшифровывает как «Салах-темир»26.
Исходя из текста плиты, приходится признать именем, данным ему при рождении, Хоросмир, в православном крещении Иван Мирославович. Будучи ближайшим родственником Олега Рязанского, в конце своего жизненного пути Хоросмир принял схиму с именем Иосиф и был погребен в Покровской церкви Солотчинского монастыря вместе со своим патроном, князем Олегом и его женой Ефросиньей. Тело Хоросмира находилось в Покровской церкви до 1542 г., когда, по просьбе родственников, его тело было погребено «под алтарною стеною», т.е. у алтарной стены. Перенос осуществляли епископ Коломенский Феодосий и архимандрит Хрисанф. Действительно, в истории Солотчинского монастыря эти исторические личности фигурируют. Так, первоначально Солотчинскмй монастырь управлялся игуменами, с 1483 г. – архимандритами, первым архимандритом был Ефрем27.